Каталог статей

Главная » Статьи » Общие статьи

Ткань в средневековье.

Археологический текстиль как источник по реконструкции древнего ткачества Западной Сибири

Выдержки из работы:

Сукно - это ткань, идеально подходящая для погодных условий Сибири. Она обладает такими качествами, как непроницаемость (за счет большой плотности и настила на поверхности полотна), имеет теплое, мягкое, тонкое, эластичное полотно. Чем меньше параметры нитей, тем больше проявляются эти качества и наоборот - чем толще и грубее нити, ниже плотность, тем ткань менее эластична, тяжелее и грубее. Поэтому фабричные ткани, которые в полной мере обладают всеми достоинствами сукна, были наиболее предпочтительны у населения Сибири, как об этом свидетельствуют этнографические материалы, в том числе и современные.

Технология изготовления суконных тканей кроме циклов, связанных с обработкой сырья, получения пряжи и изготовления полотна на станке, включает операцию сваливания, которая требует оборудованного места, использования специальных орудий, соблюдения определенных технологических требований. В этом смысле технология изготовления сукна осложнена дополнительными по отношению к обычному ткачеству операциями. Поэтому ткани лучшего качества с перечисленными признаками требуют специальных станков с большим количеством отверстий в берде (отсюда большая плотность по основе), хорошим механизмом прибивания уточных нитей для получения пропорциональной плотности по основе и утку, специально оборудованных помещений со стоками для горячей воды, а также качественного сырья (получаемого с определенного вида овец). Все эти требования к технологии наиболее легко соблюсти в мастерских, где выполняются отдельные операции - в ремесленных городских центрах. Сделанные замечания с учетом большого разнообразия параметров суконных тканей в разные периоды и в то же время наличия массовых серийных образцов, позволяет предположить значительное количество импорта среди тканей этого вида.

Полушерстяные ткани. Этот вид текстиля представлен очень небольшим количеством экземпляров (8 образцов).

Прежде всего, необходимо заметить, что все ткани имели только полотняное переплетение и появились в Сибири не ранее XIII-XTV вв. Как правило, в полушерстяных тканях использовалась основа из растительного сырья, уток шерстяной.

Такое соотношение сырья в утке и основе сохраняется вплоть до XIX в. (Бардина, 1995).

В тканях этого вида интересно рассмотреть соотношение крутки нитей в основе и утке. Судя по имеющимся материалам, основа имеет Z-крутку, уток - S-крутку, только в одном случае все нити имеют одинаковое направление S-крутки.

Параметры нитей также разнообразны: тонина основы колеблется от 0,25-3 мм до 0,8-1 мм, утка - от 0,1 до 1 мм, никакой закономерности в соотношении тонины и направления крутки нитей не прослежено. Плотность также характеризуется различными показателями: пропорциональным соотношением средних величин плотности (11 нитей по основе, 10 нитей по утку) в ткани ХШ-XTV вв. из могильника Усть-Балык со средней тониной нитей (табл.24) и непропорциональным соотношением показателей плотности - ткань из Лукьяновского могильника XVII в. (табл.18). Причем, последний из указанных образцов имеет небольшой настил на поверхности полотна.

В целом, можно констатировать, что технология изготовления полушерстяных тканей больше всего аналогий имеет в технологии изготовления сукна. Об этом свидетельствует наличие традиционного для сукна соотношения крутки основы и утка, в ряде случаев наличие настила. Однако в традиционной технологии изготовления сукна произошла замена: шерстяные основные нити заменились нитями из растительного сырья. Вероятно, эта замена связана с отсутствием достаточного количества шерстяного сырья для ткачества, в то время, как растительное сырье имелось в большом количестве ( крапива, конопля, лен). Чисто технологически замена именно основных нитей оправданна, так как они должны быть более прочными, поэтому часто в основе применяются более круто свитые нити растительного происхождения.

Если в первом случае (Усть-Балык) можно предполагать ремесленное или фабричное производство полушерстяных тканей с использованием достаточно тонких нитей и станка с приспособлениями, хорошо прибивающими уток (отсюда пропорциональное соотношение плотности в основе и утке), то в материалах Лукьяновского могильника явно представлены образцы домотканого производства с тол

стьгми нитями, нарушениями технологии в соотношении крутки основы и утка, непропорциональной плотностью. Следует предположить, что материалы из могильника Усть-Балык (полушерстяные ткани) были изготовлены в центре с развитыми технологическими традициями, ткани из Лукьяновского могильника - кустарным способом (возможно, местные селькупские или произведенные сибирским русским населением). В литературе имеются известия об изготовлении русским старожильческим населением Сибири в ХГХ в. полусукна с "портяной" (льняной или конопляной ) основой, которое называлось "понитчиной" (Бардина, 1995, с. 112).

Полушерстяные пояса. Имеется 5 образцов полушерстяных поясов, 2 - из грунтового могильника Бедеревский Бор (XVI-XVII вв.) (табл.17), 3 - из Лукьяновского могильника (XVII в.) (табл. 18). От полушерстяных тканей пояса отличаются большими параметрами нитей, причем часто для их изготовления применяются не одинарные нити, а двойные жгуты. Поскольку в этих изделиях имеются кромки, во всех случаях точно соотнесены уток и основа. Основа во всех случаях растительная, уток шерстяной. Традиционная тонина нитей, используемых для изготовления пояса, колеблется в основе от 1 до 1,2 мм, в утке тонина одинарных нитей - от 0,5 до 1,5 мм, причем тонкие нити всегда скручены в жгуты тониной более 1мм.

Интересно рассмотреть соотношение крутки в обеих структурах нитей. Чаще всего встречено традиционное для сукна соотношение крутки основы (Z-крутка) и утка (S-крутка). На Лукьяновском могильнике - более разнообразные варианты, в том числе имеется основа S-крутки и уток Z- крутки. В этих изделиях плотность, как правило, невысока (в среднем составляет 6-8 нитей на 1 см по основе, 6-9 нитей на 1 см по утку), но встречаются образцы и с более высокой плотностью (например, 12 нитей на 1 см по основе, 10 нитей на 1 см по утку).

Неравномерность нитей, невысокая плотность говорят о кустарном домашнем производстве поясов. Однако эти данные не содержат информации о местном (селькупском) или импортном (русском) происхождении. Можно констатировать нарушение традиционной ткацкой технологии (более тонкие нити в утке, нетрадиционное соотношение крутки нитей основы и утка, применение жгутов вместо нитей), что свидетельствует либо о недостаточном знакомстве с технологией, либо

(что вероятнее всего) о распространении особой технологии изготовления специфических изделий - поясов, которая отличается от технологии изготовления тканей. В самом деле, пояс должен обладать особыми, отличными от обычной ткани свойствами: быть прочным, а для этого - более толстым и плотным. Отсюда применение более толстых нитей или даже жгутов. Часть из нитей (уток) - шерстяные, что необходимо для получения настила (своеобразная имитация "под сукно"). Вероятно, не случайна также дата широкого распространения поясов - не ранее XVI-XVII вв.

Шелковые ткани полотняного переплетения. Ткани этого типа были наиболее распространены на территории Западной Сибири с эпохи средневековья. В специальной археологической литературе, посвященной описанию и атрибуции текстильных материалов, образцы тканей из шелкового сырья с полотняным переплетением равномерно натянутых нитей в основе и утке, обычно описываются термином тафта (несмотря на отсутствие крутки нитей). В то же время, по представлениям исследователей XX в., тафта - это вид шелковой ткани полотняного переплетения с кручеными нитями в основе и в утке, благодаря чему эта ткань хорошо держит форму (Кирсанова, 1989; Клейн, 1925). Отмечая отличия и особенности тафты в настоящей работе, автор для сибирских материалов придерживается общепринятой терминологии во избежание путаницы с уже опубликованными источниками. Все шелковые ткани с территории Западной Сибири, рассматриваемые в этой работе, не имеют крутки ни в утке, ни в основе. Однако кроме тафты среди всего многообразия тканей полотняного переплетения выделяется еще один вид текстиля - так называемая чесуча. Особенности этой группы тканей состоят в больших параметрах, как правило, одной из структур нитей (утка) при небольших показателях плотности ткани. Встречается чесуча также саржевого переплетения, но довольно редко. Чесуча - это ткань низкого качества, которая используется чаще всего для подкладки в одежде или других изделиях. Низкое качество ткани обусловлено использованием в утке некачественного сырья -остатков от коконов, которые представляют собой толстые и уплощенные пучки волокон.

В сибирских материалах встречено 3 образца чесучи и 15 образцов тафты (табл. 16,20,22 - 26). Самые ранние шелковые ткани полотняного переплетения из

вестны на территории Западной Сибири из Исаковского I могильника (I-IV вв. н.э.). Это 2 фрагмента текстиля, один из них с очень тонкими нитями (0,02-0,03 мм по одной структуре нитей, 0,04 мм по другой) с высокими показателями плотности (соответственно 60-66 нитей на 1 см и 50-54 нити на 1 см). Второй фрагмент шелковой ткани намного толще и прочнее, это связано по всей видимости с тем, что он являлся основой для изготовления нарядной вышитой ткани с золотными нитями. К VII-VIII вв. относится один образец шелковой ткани плохой сохранности из Новосибирского Приобья (Крохалевка 13), к Х-ХШ вв. - один образец тафты с территории Чулыма (Калмакский могильник) с толстыми нитями основы и утка (примерно 1 мм) и высокойтглотностыо (38-40 нитей на 1 см по основе, 28 нитей на 1 см по утку).

Наиболее многочисленная коллекция шелковых тканей полотняного переплетения относится к ХШ-ХГу вв. и происходит из Томского и Сургутского Приобья (Астраханцевский и Басандайский, Сайгатинский могильники и могильник Усть-Балык). Все они представляют собой фрагменты тафты, один из образцов -цветной, с тканым двумя разными утками узором в мелкую "шашечку" (Усть-Балык). Средние параметры тонины нитей в основе равны 0,1 мм, в утке- 0,2 мм, параметры плотности разнообразны - от 21-24 нитей на 1 см до 42-46 нитей на 1 см по основе, 20-32 нити на 1 см по утку. В целом, это аналогичный по структуре текстиль, который отличается некоторыми параметрами плотности. В связи с этим можно выделить группу плотных и группу более редких тканей, которым соответствует большая или меньшая прочность.

Для XV-XVI вв. характерны ткани во многом схожие с уже описанными материалами. Это тафта из Тискинского могильника с такой же тониной нитей основы и утка, как и в предшествующий период, плотностью по основе 22 нити и по утку -15 нитей на 1 см. К XVI-XVII вв. относятся материалы из Прииртышья - 2 образца тафты с толстыми нитями (0,3 мм в основе, 0,3-0,4 мм в утке), 1 фрагмент чесучи, где основные нити тонкие, а уточная нить имеет значительную для шелков тонину 0,7-0,8 мм. Материалы XVII-XVIII вв. представлены двумя образцами тканей из Томско-Нарымского Приобья (могильник Мигалка). Это чесуча с высокой плотно

стью по основе, низкой по утку, тониной основы 0,1 мм, утка - 0,2 мм. 4 образца тафты имеют схожие параметры - 0,1-0,2 мм тонина основы, 0,1-0,25 - утка и равномерную плотность. По признаку плотности они делятся на плотные ткани с блестящей поверхностью (56-58 нитей на 1 см по основе, 30-38 нитей на 1 см по утку) и более редкие и тонкие ткани (20-21 нить на 1 см по основе, 18-20 нитей на 1 см по утку). В материалах XVIII-XIX вв. известны 2 образца тафты из Томско-Нарымском Приобья (могильники Барклай и Тискинский).

Шелковые ткани со сложным переплетением. Более сложные варианты переплетения нитей в полотне шелковых тканей - это саржевое, варианты сочетания полотняного и саржевого переплетения на одном полотне, а также ажурное.

В средневековье и в новое время очень ценился шелковый текстиль, где в одном полотне в определенном порядке чередовались фрагменты полотняного и саржевого переплетения, образуя геометрические или растительные узоры. Блестящие узоры на матовой поверхности полотна образуются саржевым или атласным переплетением, матовая поверхность формировалась полотняным переплетением нитей. Протяженность шелковых нитей на поверхности ткани различна, благодаря этому свет по-разному преломляется на разных участках полотна. Там, где он разбивается частым переплетением нитей (участки с полотняным переплетением), узор матовый, там, где нити имеют большую протяженность, составляют более цельный узор (участки с саржевым или атласным переплетением), он выделяется своим блеском на фоне матовой поверхности. Такой вид текстиля атрибутируется как камка, которая была очень популярной тканью, импортировалась с востока и поэтому относилась к разряду дорогих тканей (бытовал термин "драгоценная камка"). Ткани этого вида появились в Китае на рубеже эр.

Третий вид шелковых тканей со сложным переплетением - тюль или ткани с ажурным переплетением, известные в Китае также с эпохи Хань. Текстиль подобного вида вырабатывали на сложных ткацких станках с ременными петлями, технология получения этих тканей описана в работах исследователей (Лубо-Лесниченко, 1994, с. 176-177,129-130).

В рассматриваемых материалах 6 образцов относятся к шелковым тканям типа камки, 1 -тюлевая ткань (так называемый газ), 1 - ажурная, 1 - чесуча с саржевым переплетением.

По хронологии эти ткани распределяются следующим образом. К Х-ХШ вв. относится фрагмент чесучи, к ХШ-XTV вв. - 4 образца камчатых тканей (Сопка II, Ельцовский могильник, ткани Томского Приобья из Астраханцевского и Басандай-ского могильников). Тонина основ в этих тканях составляет 0,1 мм в основе, 0,2-0,4 мм в утке, плотность по основе составляет от 18 до 44 нитей на 1 см, плотность по утку - от 16 до 36 нитей на 1 см. В целом, соотношение показателей плотности в основе и утке пропорциональны. К XVTI в. относятся 2 образца камки плохой сохранности из Лукьяновского могильника. В изделиях отмечается высокая плотность нитей - более 60 нитей на 1 см в основе, 60 нитей на 1 см в утке (табл.25).

Образцы ажурных и газовых тканей относятся к ХШ-XTV вв. (Астраханцев-ский могильник) и к XVIII-XIX вв (курганная группа Барклай) (табл.20). Газовой ткани из Астраханцевского могильника (Плетнева, 1997, с. 141) найдена полная аналогия из могильника гуннского времени Ильмовая Падь из Бурятии (Кононов, 1946, с 69-72). Ткань была изготовлена на сложном ткацком станке с большим количеством ременных петель, которые приводили в движение ремизный аппарат, образующий ткацкий зев.

Шелковая тесьма. Образцы шелковых изделий этого вида представлены в материалах VII-VIII вв. (Крохалевка 13) (табл.25) и XV-XVII вв. (могильники Тис-кинский, Бедеревский Бор) (табл. 13,17). Первый образец представляет собой неширокую двойную тесьму со сложным ажурным переплетением, аналогичным описанному в газовых тканях их Астраханцевского могильника. Тесемка из ГМБ образована парами петель из некрученых ниток светлого и рыжего цветов, соединенных между собой мелкими стежками скрученных толстых нитей светло-коричневого цвета. Эта тесьма была изготовлена фабричным или ремесленным способом со специальными приспособлениями для плетения. Нити окрашены в различные цвета.

Тесьма из Тискинского могильника образована простым полотняным переплетением, в основе была использована толстая растительная нить, в утке - шелк

тониной 0,2 мм без кручения. По всей видимости, эта тесьма изготовлена домотканым способом с нетрадиционным использованием шелковой нити в утке. При большой плотности полотна тесьмы по основе шелковая нить не видна, она находится внутри оплетающих ее нитей основы. Нетрадиционным в этом случае является использование шелка. Шелковая нить применялась здесь не в декоративных целях, как обычно, а мастер, соткавший тесьму, прекрасно представлял себе другое свойство шелка - прочность. Именно это свойство и было использовано им в изготовлении тесьмы.

Таким образом, наряду с тесьмой фабричного производства, имеющей сложную структуру и изготовленную с применением сложных приспособлений, у народов Западной Сибири в XV-XVI вв. были в ходу шелковые нити, которые использовались ими для выработки тесьмы домашним способом. Очень популярными были также металлические нити на шелковой основе, которые также применялись для получения плетений и тесьмы.

Среди текстильных материалов Западной Сибири нередко встречаются фрагменты отдельных шелковых нитей, которые широко применялись для пошива (декорирование изделий, вышивка, подшивка края, пришив пуговиц, бляшек на одежду, пояса, других металлических изделий). Как правило, эти нити представляют собой тонкие двойные жгуты, свитые S-круткой из двух одинарных нитей, не имеющих крутки. Можно с большой долей вероятности предположить, что эти двойные нити изготавливались из отдельных ниток, выдернутых из полотна ткани. Возможно, также это был шелк-сырец, который в позднем средневековье поступал в сибирские земли с востока (Вилков, 1967, 1980). Именно благодаря давнему знакомству населения этих территорий с шелковыми тканями и свойствами шелковых нитей, шелк довольно широко использовался в бытовых целях.

Обобщая имеющуюся информацию о шелковых тканях, известных из археологических памятников рассматриваемой территории, можно заключить, что шелка в Западной Сибири известны с эпохи раннего железного века (саргатская культура). Это были тонкие плотные ткани, прочные, расшитые металлическими нитями. В эпоху раннего средневековья шелковые ткани и тесьма, судя по археологическим

данным, распространились достаточно широко. Наибольшее количество шелковых тканей, известных в Западной Сибири, относятся к ХШ-XTV вв. Это шелка полотняного переплетения (тафта, чесуча), саржевого и более сложного переплетений (камка, ажурные ткани типа тюля и т.д.). В этот период ткани были разнообразными не только по структуре, но и по плотности и тонине нитей (так, выделяются тонкие плотные и тонкие редкие ткани). Чесуча, изготовленная из некачественных остатков шелковых нитей, использовалась в этот период как подкладка текстильных изделий. В последующие периоды XV-XVII вв. и XVIII-XIX вв. тканей из шелка в целом встречено меньше, однако в некоторых памятниках их доля значительна в сравнении с тканями из другого сырья (например, могильник Мигалка).

Шелка для Сибири - безусловно импортная ткань. Особенности сырья шелковых тканей (некрученые нити основы и утка), особенности структуры (тюль, камчатые ткани) свидетельствуют об их восточном происхождении - в первую очередь Китай, а потом, возможно, и Средняя Азия. На территории Западной Сибири имели хождение самые простые и дешевые ткани, дорогие ткани, например, узорные шелка с многослойной структурой или полихромные изделия здесь отсутствуют. Пути распространения шелков из Китая на запад хорошо изучены (Лубо-Лесниченко, 1994; Иерусалимская, 1967; 1992) и связаны в раннее средневековье с появлением и функционированием Великого шелкового пути, позже (в XIII-XIV вв.) - с монголами, в более поздний период XVI-XVTII вв. - с процессами колонизации Сибири, в ХГХ в. - с развитой русской торговлей с Китаем и Средней Азией (Вилков, 1980). В рассмотренных сибирских материалах совершенно отсутствует шелковый текстиль из западных центров шелкоткачества (Византия, Иран, Передняя Азия), хотя в материалах русских средневековых памятников подобные ткани хорошо известны (Фехнер, 1975; 1976; 1977). По всей видимости, на территории Сибири в эпоху средневековья и нового времени преобладали восточные и юго-восточные культурные связи.

Обобщение результатов структурного анализа текстильных материалов позволяет сделать следующие выводы.

Растительные ткани полотняного переплетения были известны с древности повсеместно, служили для различных целей. В ранние периоды бытования этой группы текстиля при ее изготовлении чаще всего использовали нити одинакового направления крутки . Для ранних растительных тканей полотняного переплетения также характерно неравномерное соотношение плотности в основе и в утке: плотность по основе превосходила плотность по утку в несколько раз (основный репс). В XTV-XVI вв. появляется разное направление кручения нитей в основе и утке, как правило, в тканях со средними показателями плотности. В группе растительных тканей с тонкими нитями и однородной плотностью по основе и утку направление крутки нитей сохраняется прежним, как в предшествующий период (Z-кручение). Эта группа тканей с тонкими нитями и большой плотностью нитей выделяется и в последующий период XVII-ХГХ вв. Вероятнее всего, ее можно соотнести с тканями из хлопка, которые поступали в Сибирь из Средней Азии и Китая. Особенностью большинства растительных тканей, начиная с периода XIII-XTV вв., является однородная плотность - практически одинаковые показатели по основе и по утку.

Растительные ткани саржевого переплетения в Западной Сибири были распространены значительно меньше. Самые древние образцы из этой группы тканей относятся к раннему железному веку. Больше всего их было встречено в Томско-Нарымском Приобье в XV-XVII вв. и, судя по археологическим материалам, бытовали они до XVII-XVIII вв. Особенностью этого вида текстиля является употребление для его изготовления почти во всех случаях традиционно средних и толстых нитей, свитых Z-круткой нитей в основе и в утке. Это свидетельствует об устоявшейся традиционной технологии изготовления, которая просуществовала длительный период времени.

Шерстяные ткани полотняного переплетения с открытой поверхностью появились на рассматриваемых территориях в эпоху бронзы и были связаны с андро-новской, а затем саргатской ткацкими традициями. В более поздний период они широко распространились на территории Западной Сибири, особенно на севере региона. Самые ранние материалы характеризуются следующими особенностями: почти одинаковые нити в основе и утке одинакового направления крутки, неравно

мерная плотность в образцах периода раннего железного века. По технологии изготовления шерстяной текстиль до ХШ в. соотносим с одновременными образцами из растительного сырья.

С ХШ-XTV вв. вплоть до ХГХ в. шерстяные ткани имели равномерную плотность по основе и утку. В этот период также появилась традиция использования в основе и утке нитей разного направления кручения. Своеобразной имитацией нового направления крутки, вероятно, можно считать применение в утке двойных нитей, свитых S-круткой из двух одинарных Z-крутки. С XVI-XVII вв. в технологии производства этого вида тканей наблюдается возврат к прежним традициям использования нитей одинаковой крутки.

Западносибирские шерстяные ткани саржевого переплетения - наиболее традиционный вид тканей. Их основной характеристикой можно назвать технологическую устойчивость: почти во всех случаях они изготовлены из нитей одинаковой крутки в основе и утке, средние и толстые нити при этом практически одинаковой тонины. Наиболее часто встречающаяся технологическая схема саржевых тканей -саржа 2/2 - самая простая из известных в ткачестве. В тот же период в новгородских материалах и ранних финно-угорских тканях из Волго-Камья известны более сложные варианты шерстяной саржи, в том числе саржа "в елочку", "ломаная саржа" и т.д. (рис.26-5,6). Все эти варианты тканого узора образуются изменением раппорта. Саржевые ткани были широко распространены в культурах Евразии с глубокой древности. Возможно, саржевый диагональный узор в какой-то степени соотносим с геометрическими орнаментами, известными с территории Сибири на керамике, в меховой мозаике, вышивке, бисероплетении и т.д. (Глушкова, 2001). В данном случае можно констатировать традиционную технологию в самом простом варианте, которая сохранялась в Западной Сибири длительный период времени в неизменном виде. Можно предположить и некоторую устойчивую связь этой технологии с определенными урало-сибирскими этносами - финно-уграми. К функциональным особенностям шерстяного текстиля саржевого переплетения относится способность сохранять тепло, малая проницаемость для холодного воздуха благодаря усложненной структуре полотна. 

Ссылка для обсуждения: http://kern.ucoz.ru/forum/3-8-1

Категория: Общие статьи | Добавил: Viatko (06.04.2011)
Просмотров: 8380 | Комментарии: 14 | Рейтинг: 1.6/12
Всего комментариев: 1
1 TravelerFal  
0
Keep up awesome work! Love it! Have a look at too my own web page

https://www.mistralbg.com/pochivki-turcia/kushadasa почивка в турция алания

ptmis+

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [0]
Общие статьи [3]
Поиск
Наш опрос
Какие товары вас больше всего интересуют?
Всего ответов: 131
Полезные ссылки
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0











PR-CY.ru